Знакомьтесь,
Чехия!
Курс «Международный бизнес»
Олеся Андреева-Кушлянская
Директор по развитию продаж в Восточной Европе
Сергей Ерушин
Управляющий Представительством в Чехии
Привет!

В блоке из четырех уроков, посвященных Чехии, мы узнаем массу интересных фактов об этой стране и ее жителях, а также поговорим о технических деталях ведения бизнеса.

Сегодня мы познакомимся с Чехией в целом, а также разберем основные национальные черты ее жителей, которые важно учитывать при работе.
Сергей Ерушин
Управляющий Представительством в Чехии
Знакомьтесь, Чехия!
Есть такая расхожая фраза: «Чехи – это немцы
среди славян и славяне среди немцев».

Чехия – страна, соединившая в себе немецкую привычку
к порядку со славянской ленцой и философским
восприятием несовершенства мира.
Klíd Pohoda
Главные понятия чешской жизненной философии – это klíd и pohoda, что значит «тишина» и «покой».

К ним среднестатистический чех стремится всю свою жизнь в любой ситуации. Вы платите налоги и вовремя сдаете бухгалтерские отчеты? Тогда к вам никогда не придет финансовая проверка, потому что налоговому инспектору не нужна лишняя суета.

К новому магазину протоптали «народную тропу» прямо через газон? Местная управа выложит ее тротуарной плиткой для удобства пешеходов. Здесь крайне мало заборов и запрещающих знаков, а там, где есть, они предназначены в основном для туристов.

Чехи дисциплинированы и сдержанны, они соблюдают правила дорожного движения и спокойно ждут в очередях и пробках.
Здесь не принято громко говорить и смеяться, но принято сморкаться так, что слышно за квартал. Пожалуй, основное свойство чешской натуры – это абсолютное отсутствие агрессивности. Все это в сочетании дает крайне комфортное ощущение от жизни в Чехии. Здесь никто никуда не спешит, но дела удивительным образом делаются в срок.
Здесь не принято назначать встречи или посылать кому-то запросы в пятницу после обеда, потому что все уже дома собирают вещи, чтобы ехать отдыхать на выходные.
Никакого золота, шуб и дорогих аксессуаров! Чехи избегают демонстрировать свой достаток таким образом и – учтите это при первом контакте – не любят, когда это делают другие.

Главное мерило достатка для чехов – возможность путешествовать.

Чешский туристический паспорт находится на седьмом месте в Passport Index, без визы чех может ехать в 152 страны мира, включая Великобританию и США. И граждане Чехии этим с удовольствием пользуются.
Строя бизнес в Чехии, следует учесть, что Программа Путешествий может оказаться крайне привлекательной
для чешских Партнеров.
Интересные факты и особенности менталитета жителей, которые важно знать, если вы решили строить бизнес в Чехии:

1
Жители Чехии
Чехи абсолютно
не агрессивны.

Практикуя холодные контакты, вы никогда не столкнетесь с открытым неприятием и грубостью.
Чехи очень ценят внимание к своей культуре.
Они прекрасно осознают, что на их языке говорит чуть более 10 млн человек во всем мире, поэтому, если вы освоите несколько базовых чешских фраз и выражений, это очень вам поможет при контактах с ними.
Чехи слабо реагируют на чисто денежную мотивацию.
Они ориентированы на удовлетворение базовых потребностей, а для этого достаточно среднестатистической зарплаты. Поэтому при мотивировании будущих Партнеров рекомендуем говорить о возможности путешествовать по экзотическим местам, ездить на дорогие горнолыжные курорты, обедать в дорогих ресторанах и т. п.
Чехи довольно скупы и очень любят скидки и подарки.
Пригласите их на встречу под предлогом бесплатной дегустации продукта, угостите чаем с конфетами – это поможет «растопить лед».
При 98%-м наличии среднего образования не больше трети чехов идет в вузы.
Поэтому будьте готовы к, так скажем, среднему уровню интеллекта: не перегружайте презентацию научными терминами и сложными фразами – чехи могут не уловить мысль.
Чехи очень спортивные, идеи ЗОЖ у них крайне популярны,
что причудливо соседствует с преимущественно мясной кухней и пивом. Поэтому возможность очистки организма, улучшения работы внутренних органов и, как следствие, поднятие общего физического тонуса их безусловно заинтересует.
Чехи – самые заядлые собачники в Европе.
С собакой можно прийти в ресторан или даже на работу – главное, чтобы она была воспитанна. Заговорите с чехом о собаках, и контакт установится быстрее.

2
Начните с Праги
Главному городу Чехии около 1100 лет,
и он по праву считается одним из главных культурных и исторических центров Европы. В эпоху царствования Карла IV Прага даже была столицей Священной Римской империи. Город полон памятников, успешно переживших обе мировые войны, к главным из которых относятся Пражский град, Карлов мост, Староместская площадь со знаменитыми часами, Йозефов, Петршин и Вышеград. Исторический центр Праги по решению ЮНЕСКО включен в список объектов мирового культурного наследия.
Прага лежит на территории около 500 км2,
в ней проживает порядка 1,3 млн жителей. Вся же столичная область имеет площадь около 5000 м2 и население 2,6 млн человек – четверть населения всей страны.
Прага – признанный туристический центр.
За 2017 г. ее посетило 8,5 млн туристов. По этому показателю Прага находится на пятом месте среди европейских столиц.
Что дает эта информация для вашего бизнеса?
Начиная бизнес в Чехии, важно понимать:

1. Жители Праги, в силу высокой туристической посещаемости города, более толерантны и открыты ко всему новому. Им привычно жить и принимать решения в более высоком темпе, чем в других регионах страны. Им требуются и более высокие доходы, потому что жизнь в столице дороже, чем на периферии.

2. В Праге находится 12 университетов, здесь концентрированная студенческая среда, которая может быть интересной для молодых Партнеров.

3. Проживая в Праге или под Прагой, можно быстро перемещаться (транспорт тут работает отменно) и проводить встречи на компактной территории, имея доступ к четверти населения страны.

3
Пиво как инструмент рекрутинга? Легко!
Чешское пиво имеет многовековую историю

и является одним из самых известных в мире. Это святой для чехов напиток (даже в чешском букваре написано «Мама идет в магазин и покупает, помимо прочего, пиво»). Если чех приглашает вас на пиво – это проявление дружелюбия и заинтересованности.
Разумеется, пивная традиция более касается мужчин, чем женщин.
Назначая встречу мужчине в пивной, учтите, что самый популярный день похода «на пиво» – это четверг. Второй по популярности – пятница. В другие дни встречи за пивом лучше не назначать.
Еще один важный момент:


если вы скажете чеху «Зову тебя на пиво», это будет означать, что платите вы, тогда он с большей охотой согласится. Если вы скажете «Пойдем на пиво» – это значит, что каждый платит за себя. Разумеется, эти правила действуют не на 100%, но следует о них помнить.
Вы можете назначать встречи и проводить рекрутинг
за пивом – для Чехии это вполне приемлемо.
А есть ли
«наши в городе»?
За последние 10 лет количество русских в Чехии выросло на 60%, до 36 000 человек. Большинство из них проживает в Праге, Карловых Варах и Брно.

30% работают либо занимаются предпринимательством,
40% – студенты чешских вузов, остальные находятся в Чехии по воссоединению семьи. Вместе с гражданами стран бывшего СССР в Чехии проживает порядка 230–240 тыс. русскоговорящих.

Всего в Чехии насчитывается 524 000 иностранцев на 10,5 млн населения. Из них больше всего украинцев (118 000), словаков (111 500), вьетнамцев (60 000) и русских (36 000).

~
Денежный вопрос
Чешская крона – одна из самых стабильных валют
среди неевровых стран Европы.


Ее устойчивость обеспечена развитой экспортоориентированной экономикой. Курс чешской кроны к ведущим мировым валютам стабилен и даже постоянно растет.

Что касается курса кроны к рублю, то если в 2007 он был примерно на уровне 1,1 рубля за крону, в 2015 – 2,6 рубля за крону, то сегодня это примерно 3,1 рубля за крону. Так как Чехия сохранила национальную валюту, на нее не оказывает влияния политическое положение
в Европе как, например, происходит с евро.
~
Если вы готовы
приехать поработать непосредственно в страну,
помните:
1
Хостел или отель?
При выборе недорогого хостела рекомендуем учесть, что при оплате за месяц вперед стоимость одной ночи может сократиться до 30%.

Выбирая между отелем и хостелом, помните, что в Праге развита сеть автоматических прачечных, где за скромную плату вы можете самостоятельно постирать свои вещи.
2
Трансопорт
Транспортная система Праги устроена так, что практически из любого района можно доехать до центра за 30–35 минут.

Если вы не намерены покупать месячный проездной (670 крон, около 2000 руб.), вам лучше поселиться так, чтобы путь на транспорте до центра занимал максимум 30 минут.
В этом случае на один маршрут вам будет достаточно самого недорогого билета за 24 кроны (он действует 30 минут).

Билет на 1,5 часа обойдется в 32 кроны.
3
Питание
Недорого поесть можно в йиделнах (jidelna – столовая). Обед из первого и второго обойдется в 80–90 крон.

В ресторанах подороже обычно с 12:00 до 15:00 действует так называемое дневное меню (рoledni menu). Обед из двух блюд без стоимости напитков обойдется в 110–130 крон.

В гипермаркетах (Tesco, Albert, «Глобус») всегда можно купить горячую еду. Стоимость одного блюда – от 80 крон.

Выбирая место для ужина, ориентируйтесь на стоимость самого дешевого пива. Если пиво стоит до 30–32 крон, это недорогое заведение (правило не действует в центре, где рестораны специально занижают цену пива при высоких ценах на еду).
Важно знать!
Будучи в Чехии по туристической визе, вы всегда должны иметь
с собой загранпаспорт с действующей визой и страховой полис.
Эти документы имеет право потребовать
полицейский при проверке.

За переход улицы на красный свет полицейский (если увидит и будет
в плохом настроении)
имеет право оштрафовать
вас на 2,5 тыс. крон
(примерно 100 евро).
То же самое – если вы на виду у полицейского бросите окурок или выплюнете жевательную резинку на тротуар.

Штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет примерно 900 крон. Больше всего контроллеров на центральных станциях метро, меньше всего – на автобусных маршрутах.

Если вы забыли дома проездной, не пытайтесь доказать контроллеру, что он у вас есть. Заплатите штраф и в течение 48 часов предъявите действующий проездной в дирекции Пражского транспортного предприятия – вам вернут деньги.

По закону контроллер не имеет права к вам прикасаться.
Этим пользуются многие безбилетники (в Чехии их называют «черные пассажиры») и стараются просто обойти контроллера. Однако в последнее время контроль билетов происходит в сопровождении наряда полиции, который задерживает безбилетника и составляет протокол об административном правонарушении.

Меняя валюту, тщательно выбирайте обменный пункт. Обман при обмене валюты – одна из отрицательных «достопримечательностей» Праги. Перед тем, как расстаться с деньгами, напишите сумму на листе бумаги и попросите работника обменника показать на калькуляторе, сколько крон вы получите.
~
Вы всегда можете обратиться за советом
к Управляющему
Представительством в стране
Сергей Ерушин
Телефон: +420 222 523 021
E-mail: erushin@sibvaleo.com
~
Оцените урок
Домашнее задание
1
Изучите русскоязычные группы и сообщества,
через которые можно искать контакты в Чехии:
2
Зарегистрируйтесь в 1-2 русскоязычных группах,
близких вам по тематике, и начните ПРОСТО КОММЕНТИРОВАТЬ и/или задавать вопросы. Никаких реферальных ссылок или предложений о сотрудничестве! Главная задача – новые знакомства.
3
Подпишитесь на страницы Siberian Wellness
4
Найдите в социальных сетях Партнеров,
которые УЖЕ строят бизнес в Чехии. Предложите общаться на тему бизнеса, обмениваясь информацией о странах, помогать друг другу с проживанием
(ваша страна тоже может являться для кого-то тоже возможностью
международного бизнеса).
5
Бросьте клич по друзьям и знакомым – вам нужен ПЕРВЫЙ контакт, дальше сработают рекомендации.
6
СУПЕРЗАДАЧА:
5 новых знакомств/контактов в стране за неделю.
Дополнительные материалы
Учим
чешский?
Русским языком в той или иной степени владеет все взрослое население Чехии примерно до 1970 года рождения.

Эта же категория населения довольно слабо знает другие иностранные языки. В приграничных с Германией районах очень распространен немецкий. Молодежь в основном владеет хотя бы азами английского.

Чешский язык во многом похож на русский, но во многом и отличается. Тут тоже есть падежи и изменяемые окончания, однако грамматика совсем другая. Лексика тоже может ввести в заблуждение.

Например, «доконала тварж» значит «красивое лицо», «черстве потравины» – «свежие продукты», а «вонявки» – «духи». В целом же овладеть азами языка можно за 3-4 месяца при регулярном общении, просмотре ТВ-программ и чтении газет.
В новом выпуске
В следующий раз мы поговорим об особенностях ведения бизнеса в стране, узнаем, как в Чехии работает Интернет-магазин Компании, и обсудим детали регистрации Партнеров.